Свято Рождественских Василив
21:13
Вокруг Василия Стуса всегда что-то делается - и то уже свыше двух десятков лет.
Того не было за его жизнь. За его жизнь банальное зло протекало медленным потоком и годы тянулись так сонно, хоть ты криком кричи, чтобы разбудить мир.
А здесь Василий Стус отошел - и как будто дамбу прорвало. Минуло полгода, и случился Чернобыльский взрыв, который фактически уневажнив главное в СССР, - идеологическую стойкость Кремля и его арсеналы атомного оружия. У ЗВЕРЯ ВЫПАЛЫ ЗУБЫ.
Уже за каких-то три года Стус возвращается в гробу, как и говорил „мы еще вернемся, хотя бы ногами вперед”. И не просто возвращается к Киива, а возвращается под сине-желтым флагом под пение церковного хора с хоругвями.
Любой майор из КГБ при жизни Василия Стуса мог бы взбеситься от одной мысли про такое, что увидел под своими окнами в 1989 г. на Владимирской 33.
Но дальше больше - газеты и журналы заполняются стихотворениями и портретами Василия Стуса. Выходят книжки, а за короткое время - произведения его в 9-ти книгах!
Казалось бы изменились законы жизни, и правда прорвала дамбу! Но - остановимся. И оглянемся внимательно: все враги Стуса живы-здоровы и даже расцвели на фуршетах.
Он оторвался от зоны и вообще от земли, а они взвыли:
- Е - нет, брат, мы еще при спольнєнії служебному! Мы приставлены соблюдати равенство. Славу будем распределять как бутерброды. И от земли оторваться не дадим.
Народе мой
К тебе я еще верну.
Хорошо. Вернул. А теперь мы тебя запишем в реестр, зачтем к Союзу Советских Писателей, а затем заглянем в инвентарь:
- Заявление Щербицкому - писал? - Признавался, что хочешь жить? - Признавался....
- Устраивался на работы, писал заявления, автобиографии, заполнял „личный листок”, так, чтобы комар носа не подточил? - Заполнял... - А в стихотворениях сам признавался: „Я не крица”? - То чем тогда ты отличаешься от других?
Все эти вопросы ставит знакомый голос. Но уже без мундира и без погон. Голова облысела, нос картофелиной, глаза как в Швейка. Демократизовался.
А между тем народная масса раскачивает волну патриотических настроений, и на верху той волны - портрет Василия Стуса - как красно-черный стяг.
Это раздражает амбициозных конформистов, которые в настоящий момент гуляют на волне постмодернизма, и свысока посвистывают на патриотическую толпу и на всякие стяги.
- У меня есть свой взгляд на это, - говорят они почтенно.
- Нам поднадоели міти.
За нехваткой культурного діялогу ему не поставишь вопрос: „Вы против греческих мітів? Вы ли против міту о всаднике Чапаева - который не ездил на кону?
- Против мітологізації Василия Стуса, - гудят амбициозные ребята. - Чего его подносят к небесам. Он и родился на Рождество, как Христос, он и прожил 47 лет, как Шевченко, и перепохований, как Шевченко. Он и погиб, как мученик...
Но все это правда, ребята! Какие же міти? Он не был святым, и даже не был идеалом красоты. Но он был м о р а л ь н о, д в х о в н о да и н т е л е к т в а л ь н о высоким - выше вас всех!
Он был максималистом. К сожалению, этого не понимают в потребительском мире, где принято давать минимум, а брать максимум. А он таки был гордым, моральным максималистом. Просто среди вас недостает людей, которые это могут оценить и почтить.
Вы не хотите к нему задирать председателя вверх, чтобы временами не подумали, что вы набожны. Вы предпочитаете смотреть вниз - там можно что-то интересное найти.
Но когда хотите встречи из Стусом, то он выше. И не нужно его тянуть к себе, чтобы обнажить ниже пояса.
В своем слове он более высок ваших мерок. Если бы вы научились выше поднимать головы, то увидели бы там Стусови предостережения. И увидели бы там сверху черную чью-то руку, которая сыплет вам задачи, чтобы вы клевали и дискутировали:
о двух государственных языках
о двух православных церквях
о двоих Украины - Захидню и Схидню
о двух категориях участников войны...
А вы не думаете, что тот кто-то имеет вас по глупых баранов на кладке, которые спихивают друг друга в воду .
Ребятам поднадоела Стусова слава. Развенчивай - не развенчивай, а она не падает. Стихотворения остаются свежими, антисовковый идеализм звучит современно. Максимализм - это постоянная высота в истории. Он всегда настоящий - и у стоиков, и у аскетов, и у романтиков.
Следовательно, вокруг имени Василия Стуса всегда что-то делается. Даже в наши подлые и пустые времена, когда ситі боятся вспоминать о голоде, импотенты требуют стыдных песен, блатные причесались и хотят встречи с английской королевой, и все они вместе лезут в „золотую книгу элиты”.
Оказывается, подлинность поэта не дает покою тем, которые приобрели себе и капиталы, и титулы. Их заедает зависть и мучает ощущение собственной нікчемности.
Так попадает Василий Стус на сцену театра. Думаете в какой роли? Если думаете, увидеть его высоким и прямым, то ошибаетесь. Таким является его опонент-кагебіст. К Стуса там не нужно задирать председателя: он играет ролю жертв, внизу...
Всю жизнь они почему-то себя представляли так, как тот в театре: давали или не давали Стусови работу, оставляли или освобождали из работы, вызывали или не вызывали...
Кто они? Покажите мне хоть одно лицо! Было ли в КГБ лицо, которое может разговаривать о чем-то из Стусом или что-то сказать по-человечески от себя? До самого последнего дня он имел перед собой тех лишь чучел, которые запугивают.
И когда вы спросите:
Почему он был такой гордый и неуступчивый?
Почему так пренебрежительно говорил о вислужників?
Почему считал себя ответственным за весь народ?
Почему писал, что нам трудно опомниться на той висоті-видноті, куда нас поднесла судьба?
Почему чувствовал себя „так, будто где-то посередине между небом и землей”?
Попробуйте ответить - и увидите, из чего вырастал Стусив максимализм и прямостояння.
Театральное представление с использованием имени Василия Стуса коррелирует с тем коритним матеріялізмом и газово-нефтяным „идеализмом”, в котором живем.
Они не понимают, почему он не хочет сыпать жемчуга перед свиньями, ведь свиньи - в погонах!
Я бы не касался представления, когда бы здесь шла речь о труппе бродячих комедіянтів. Но имеем дело со столичным Национальным театром русской драмы. Имеем дело с представлением, которое открывалось с участием вице-премьера Украины по гуманитарным вопросам Д. Табачника.
Но главное - впереди. В центре действа стоит фальшивка, изготовленная кагебістами для дискредитации украинской интеллигенции. Театр будет популяризировать эту фальшивку как настоящий документ, и Стус в их выполнении клюет эту падаль.
Знает ли театр, что это фальшивка? Знает: еще в 1993 году за ее публикацию суд притянул газету „Товарищ” к відповідальности и заставил опубликовать извинение.
Разницы между правдой и ложью, между добром и злом - у них нет. Низшего морального падения за нынешнее лицедейство невозможно представить.
Вокруг імени Василия Стуса всегда что-то делается - и отображается в его большом зеркале. Что мельче становится мир, то меньшим представляется большой поэт. „Демитологизованого” Стуса ставят рядом с кагебістом. На каком-то дорогом панно в Горловском музее Стуса изображают рядом с крутыми... Свобода!
Мы творим свой праздник встречи с духом поэта, всегда высоким, всегда ясным, всегда императивным. За ним идут и будут идти его последователи.
Издательство „Факел” недавно организовало широкую стусівську конференцию при участии десятков научных работников и студентов, преимущественно с востока Украины. На слова поэта поются много песен и появляются каждый раз больше исполнителей. Постоянно действует Гуманитарный центр В. Стуса. Выпущена книга матеріялів конференции на 400 стор.
Следовательно, вокруг імени Василия Стуса оживляется духовная жизнь. Ежегодно в этом историческом зале вручаются премии им. Василия Стуса - за критерием художественной вартости, воплощение бескомпромиссного духа поэта, а также активной присутности лавреата в культурном поле. Перед нами сегодня выступают новые лавреати - Михаил Ткачук, автор десятков документальных фильмов (демонстрируется фрагмент его последнего фильма „Норильске восстания”). Элеонора Соловей, сбиратель и дослідниця творчости поэта Владимира Свидзинского и акад. Сергея Ефремова. Третья наша лавреатка - Леся Матвийчук, студентка и артистка Киевского университета, который выступает часто в этом зале в жанре художественного чтения, а также в ролях княжны Варвары Репниной и Елены Телиги.
Премия им. В. Стуса ориентирована прежде всего на молодых. Леся Матвийчук среди них моложе всего.
пятница, 5 сентября 2008 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий